[su_spoiler title=»Организация «Доступной среды» в ГПОУ г. Кемерово»]
Программа «Доступная среда» в России стартовала в 2012 году, после ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов.
Концепция универсальной доступности является фундаментальным принципом Конвенции ООН о правах инвалидов, предполагающим необходимость создания среды одинаково доступной, удобной, комфортной и безопасной для всех категорий граждан.
Программа «Доступная среда» направлена на интеграцию людей с нарушениями здоровья в социум, сделать все возможное, чтобы они не чувствовали ограничений, барьеров в доступе к окружающей среде.
Программа “Доступная среда” для инвалидов (Федеральный закон № 181-Ф3 от 24.11.1995).
Программа на 2011–2015 годы была утверждена Правительством России в Постановлении № 175 от 17.03.2011
Продлена до 2020 года (Постановление № 1297 от 01.12.2015).
В январе 2019 года было решено продлить госпрограмму до 2025 года.
В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами склонностями и состоянием их здоровья.
Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых подходов при формировании и организации образовательной среды в профессиональных образовательных учреждениях.
Образовательная среда – это организационно, методически, технически и технологически приспособленная к специальным потребностям инвалида в образовательном учреждении среда, обеспечивающая ему условия для освоения программ профессионального обучения, охрану здоровья, создающая условия для реализации индивидуальной программы реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства.
ГПОУ г.Кемерово осуществляет профессиональную подготовку выпускников коррекционных школ и школ-интернатов VIII вида — лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства в ГПОУ г. Кемерово для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной среды. Эта среда компенсирует, полностью или частично, ограничение жизнедеятельности инвалида в получении образования, позволяет ему выступать на рынке труда на равных конкурентных началах с другими специалистами. К таким ограничениям относятся ограничения в общении, ориентации, обучении, трудоустройстве.
Безбарьерная среда (доступная среда) — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Специальные условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивают выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения и состоят в следующем:
— прилегающая территория учреждения, входная группа, пути перемещения внутри здания;
— средства информационно-навигационной поддержки, предупреждающая информация для инвалидов по зрению о приближении к препятствиям, направляющие полосы движения с яркой контрастной окраской;
— обозначение полосы движения для инвалидной коляски до места ожидания специалиста в холле 1 этажа;
— помещения, доступные для инвалидов, отмечены специальными знаками.
Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в пространстве учреждения способствует безопасности и удобству передвижения, а также информирует о свойствах среды жизнедеятельности.
Здания учреждения (учебный корпус, столовая) оснащены системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
Для маломобильных обучающихся установлен звонок для вызова представителя учреждения на входной двери здания.
На каждом этаже обустроены туалетные кабины, доступные для маломобильных обучающихся, оборудованные опорными поручнями.
Ещё одним показателем доступности является информационное обеспечение доступности получения профессионального обучения инвалидами и лицами с ОВЗ, подтвержденное наличием на сайте учреждения информации об условиях обучения в учреждении (функция просмотра для слабовидящих).
Образовательный процесс осуществляется в семи кабинетах теоретического обучения (два из них компьютерные) и шести производственных мастерских.
Кабинеты и мастерские оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инструментами, учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами, интерактивными комплексами, оргтехникой.
В учебных кабинетах первые столы у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучающихся с нарушениями зрения и слуха. Для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске выделены два стола в ряду у дверного проема.
В библиотеке установлены компьютеры для организации интернет центра, что позволит обучающимся самостоятельно получать более глубокие знания по профессиям.
В образовательном учреждении осуществляется обучение по адаптированным программам профессионального обучения, наиболее приемлемым к психофизиологическим особенностям инвалидов, с учётом особенностей состояния здоровья и индивидуальных возможностей обучающихся, осуществляется педагогическая коррекция учебного процесса.
При определении мест учебной и производственной практик обучающихся учитываются медицинские показания относительно рекомендованных условий и видов труда и трудовых функций.
В образовательном процессе используются разнообразные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата.
В учреждении ведутся мероприятия по дооборудованию и адаптации объектов.
Таким образом, в учреждении в процессе слаженной совместной работы всего коллектива формируется единая образовательная и доступная — безбарьерная среда, учитывающая потребности различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.